fuguebach (fuguebach) wrote,
fuguebach
fuguebach

Столица мандолины

Бывать на руинах прошлого всегда грустно, но посещение родной Беэр-Шевской Консерватории ничего, кроме приятного чувства возвращения домой, не вызывает. Почти семь лет прошло, а все там осталось таким же, милым и уютным.
Даже внешне все точно такое же! 
Разве что на площади перед входом появились столь модные повсюду (и в Монреале тоже) брызгалки-фонтанчики.




Внутри же ровным счетом ничего не изменилось!
Вот учительская. Когда-то я забегал туда забрать записки и ноты из моего ящика, пререкинуться парой слов с коллегами...




Когда-то еще там висела грозная бумага о запрете курения. Многие учителя курили, а некурящий и спортивный скрипач Миша этого не стерпел и начал борьбу. Плаката я не нашел. Видимо тема себя исчерпала. 
На этажах точно такие же комнаты занятий. Ничего не изменилось!




Слышу завывания электрогитары. Из того же класса, где когда-то работал Женя, "и швец и жнец", вообще-то тромбонист, но учивший чему угодно, в том числе и электрогитаре. Открываю дверь...Точно, он! 




А в зале начинается репетиция оркестра мандолин. Учебный год уже кончился, но оркестр собирается на гастроли в Черногорию. Каждый год они куда-нибудь едут. Оркестр и правда отличный. Руководит им бессменно дирижер и учитель мандолины Лев Хаймович. Вот он, как раз настраивает мандолины. 



История Беэр-Шевской мандолины совершенно необыкновенная. Когда-то в начале 70-х в город Беэр-Шеву (который в те годы больше напоминал лагерь беженцев или караван-сарай) приехало изрядное количество музыкантов из Советского Союза. Поначалу, как и положено, ответственные за их устройство люди прямо так и сказали: "Никому тут ваши скрипки-пианины не нужны, так что учитесь какому-нибудь полезному ремеслу". Скрипачи-пианисты приуныли, но тут появилась Рут Хильман, великолепная пианистка, приехавшая еще в 30-е годы из Германии. Она здраво рассудила, что такой подарок судьбы надо использовать, и начала пробивать стену. Невероятно как это ей удалось, но в Беэр-Шеве появились Консерватория и симфонический оркестр! Это был маленький симфонический оркестр, "Симфониета", но самый настоящий, и играл настоящие симфонические программы, приглашая солистов и дирижеров с мировым уровнем. Впрочем, он и сейчас успешно выступает. 
Но вот учиться на скрипку почему-то никто не шел. В Беэр-Шеве была популярна мандолина. Может, потому, что население города было в основном восточного происхождения, и мандолина напоминала им какой-то свой, восточный, инструмент. И стали скрипачи спешно переквалифицироваться в мандолинистов. Это не так трудно, кстати. Строй тот же. 
А один из бывших скрипачей, еще из Ленинградской школы, Симха Натанзон, так взялся за дело, что его ученики заиграли на мандолинах ничуть не хуже чем на скрипках, он же и собрал оркестр мандолин. 
И вот дети из бедных мароканских семей, одержимые своей мандолиной, становятся лауреатами международных конкурсов. Шмулик Эльбаз, которому папа когда-то грозился расколотить мандолину об стену, если он не прекратит эту "дурь" и не пойдет как нормальный человек продавать фалафель, заканчивает первую степень в Иерусалиме, а вторую, уже по дирижированию и композиции, - в Голландии, И вот он уже руководит консерваторией в Нетивоте, дирижирует оркестром, выступает как солист, а другой ученик Симхи - Коби Реувен, катается по всему миру с гастролями. И еще, и еще..
Сам Симха идет на пенсию, а его место занимает Лев...Правда, Лев не скрипач, он почти мандолинист - домрист-четырехструнник. А потому в репертуаре его смуглых учеников вовсю звучат и концерт для домры Будашкина и вариации на темы русских народных песен.
И уже его ученики становятся лауреатами - Том Коен, Алон Сариель... 
Том Коен, кстати, каждый год приезжает со своим оркестром в Монреаль.
Но вот, кажется музыканты собрались, репетиция начинается. 




А я еще никогда не слышал оркестр мандолин со стороны! Дело в том, что я всегда сидел там, внутри. В оркестре ведь не только мандолины, но и гитары, флейты, фортепиано. Когда-то (когда я только начал работать в консерватории) меня попросили "подтянуть" гитаристов, слишком невпопад они играли. Я подтянул и сел играть с ними сам - уж очень это оказалось здорово! А сейчас сижу и слушаю в зале. Увы, гитаристов опять надо бы подтянуть.
В репертуаре не только чисто оркестровые пьесы. 
То один то другой музыкант оркестра выходит на середину и исполняет сольные номера - флейтистка, мандолинистка, еще мандолинист, пианистка - в сопровждении оркестра. Точно так же было и 7 лет назад. 
А на мандоле все так же как и всегда играет бывший профессор балалайки Зиновий. Ему уж должно быть далеко за семьдесят.




Зиновий в перерывах между пьесами делает мне жесты: чего ты там сидишь в зале? Иди вон туда, на свое место к гитаристам.
Я и сам не могу понять: чего ж я тут сижу?


Subscribe

  • Двустишия

    Джон прогрессивный был товарищ Непрогрессивных бил бревном Шарль очень любит человечество Но вечно под ногами люди Мы жертвы подлых сионистов…

  • После войнушки

    У нас прошла войнушка. Попробую сделать выводы. Всемирный истеричный визг любителей «палестинцев» (включая исламистов, захвативших полмира,…

  • Журналисты наши, эти, В сказки верят, словно дети

    Журналисты наши, эти, В сказки верят, словно дети. Даже верят в то, что сами Нам вчера с тобой сказали (Андрей Яцук) Есть в Канаде этакий…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Двустишия

    Джон прогрессивный был товарищ Непрогрессивных бил бревном Шарль очень любит человечество Но вечно под ногами люди Мы жертвы подлых сионистов…

  • После войнушки

    У нас прошла войнушка. Попробую сделать выводы. Всемирный истеричный визг любителей «палестинцев» (включая исламистов, захвативших полмира,…

  • Журналисты наши, эти, В сказки верят, словно дети

    Журналисты наши, эти, В сказки верят, словно дети. Даже верят в то, что сами Нам вчера с тобой сказали (Андрей Яцук) Есть в Канаде этакий…