fuguebach (fuguebach) wrote,
fuguebach
fuguebach

Category:

oh what a lucky man he was



Создатель синтезатора Роберт Муг и Кит Эмерсон



В далекие семидесятые среди советских рок-фанов (порой двинутых умом еще более своих западных коллег) ходила черная шутка по поводу названия знаменитой группы "Эмерсон, Лэйк и Палмер" .Собственно, "Палмер" следует по правилам произносить как "Помер", отсюда и шутка - "Эмерсон лег и помер". Тогда это казалось очень остроумным. Невозможно было себе представить, что этот фантастический виртуоз и шоумен, швырявший "хаммонды" по сцене и превращающий фуги Баха в рок-хиты, может не просто уйти из жизни, а еще и сделать это добровольно.
Британский таблоид "Daily Mail" утверждает, что тяжело переживающий утрату былой виртуозности, но не потерявший амбициозности Эмерсон был затроллен собственными фанатами, которые убеждали его прекратить выступления, потому что он уже, дескать, "не тот".
В действительности Эмерсон никогда не считал себя рок-идолом, и в своей автобиографии нередко посмеивался над собственным успехом.
Многолетняя подруга Кита Эмерсона Мари Кавагучи рассказывает , что он терпеть не мог , когда его называли рок-звездой или прог-рок-звездой. Он хотел, чтобы его принимали как композитора. Его никогда не интересовал материальный успех, рассказывает она. Он всегда говорил: "Я не рок-звезда. Я никогда не был рок-звездой. Все, что я хочу - это играть музыку"
Дома, рассказывает Кавагучи, он никогда не слушал рок, только классику или джаз.
Ничего странного.
Ведь прославилось знаменитое трио не в последнюю очередь обработками произведений классики или академической музыки двадцатого века.
В каждый альбом включалась обработка, так органично исполненная, что многим и в голову не могло прийти, что оригинал написан вовсе не для синтезаторов и бас-гитары с ударными.






The Barbarian - рок-обработка фортепьянной пьесы Белы Бартока Allegro Barbaro. Пьеса открывала самый первый альбом только что созданной группы "Эмерсон, Лэйк и Палмер". Мало кто знает, что написана она в память о несостоявшемся четвертом участнике группы - гитаристе Джимми Хендриксе


Яначек, Хинастера, Прокофьев, Родриго, Копленд, Бернстайн и, конечно же, Бах, - все это становилось хитом. Я уж не говорю о знаменитой обработке "Картинок с выставки" Мусоргского (в студии впервые записанной только в 90-е, да и то в усеченном виде, без блестящих блюзовых вариаций).
Ставшей визитной карточкой группы тема "Фанфары для обычного человека" написана американским композитором Аароном Коплендом для симфонического оркестра.

Мало кто знаком с этим ярким коротким наигрышем, зато обработка ЭЛП у всех на слуху.









Так же как и другая блестящая интерпретация того же Копленда Howedown
Все это позволяло некоторым утверждать, что Эмерсон - никакой не композитор, а просто удачливый компилятор.
Ничего подобного.
Музыкальный язык Эмерсона настолько узнаваем, его гармонии изысканы, а импровизации увлекательны как путешествие в мир чудес.
Не говоря уже о том, что крупные композиции стали классикой и исполняются порой даже и классическими музыкантами.


Приведу в пример знаменитый "Таркус".
Это не самая моя любимая работа Эмерсона, но для многих она стала потрясением.
Самому Эмерсону эта композиция далась нелегко: Грег Лэйк, услышав вступление в размере 10/8, категорически отказывался это исполнять.
Вот как описывает это Эмерсон в своей "Автобиографии" (кстати, очень рекомендую эту в высшей мере остроумную и увлекательную вещь. Скачайте себе, пока доступно):


Мы с Карлом часто проверяли способности друг друга читать с листа, сочиняя сложные ритмы в нестандартных размерах. Как-то он зашел ко мне в гримерку и показал рисунок.
Какой это размер?

Или 10/8 или 5/4. Для Фрэнка Заппы не имело бы значения.

По счастливому совпадению, ритм Карла совпал с остинатовой фигурой левой руки, над которой я работал в то время. Я отметил для себя, что стоит поработать в этом направлении по окончании тура.

Месяц спустя идея приняла форму, хотя и несколько странную. Я позвонил Грегу.

Ты можешь приехать? Я хочу кое-что тебе показать на фортепиано. Мне очень нравится. Там нет определённого ритма и размера.

Через час в дверь позвонили, и я ввёл Грега в музыкальную комнату. «Я работал над темой с тех пор, как Карл мне показал замысловатый ритмический рисунок. У меня создалась картинка, что мы создали огромное полотно звуков, бросающее вызов традиционным структурам. Там не будет одного размера и ритма, но в целом эффект от нас троих должен быть продуктивным».

Неожиданно я осознал, что мои слова не возымели никакого эффекта. С подобным успехом я мог объяснить концепцию «штепсельной вилки-оригами» рыбе. Я неловко развернулся и начал молотить по клавишам. Закончив, я повернулся к Грегу, который так же безучастно смотрел на меня.

Ну?

Я думаю, если ты хочешь играть такую музыку, делай это на сольном альбоме.

Я был... т.е. я не был готов еще делать сольный альбом, но раз он заговорил об этом...

Но я хочу, чтобы МЫ сыграли это. Я знаю, что звучит непросто, но эффект выйдет грандиозным, когда мы втроём сыграем пьесу, взмолился я.

Я совсем не заинтересован в таком, сказал Грег, развернулся и вышел прочь.


Однако успех превзошел все ожидания.

Сейчас это чуть ли не классика. Многие знаменитые музыканты исполняют сочинение Эмерсона, стараясь сохранить каждую ноту.
Вот, например, исполнение симфоническим оркестром.








Хорошо известна интерпретация Джордана Рудеса.
Но больше всех прославилась слепая девочка Рэйчел Флауэрс







Рэчел блестяще исполнила сочинения любимого композитора, который благословил исполнение талантливой девочки и подарил ей свой легендарный синтезатор "Муг".






А вот интересная история, мало кому знакомая.


В начале 70-х челябинская группа "Ариэль" была по-видимому первым в Советском Союзе прог-рок ансамблем. "Отдавали молоду" или "Орган в ночи" - настоящие шедевры. Тем не менее, музыканты были мало знакомы с западной музыкой в этом стиле. Они пришли к нему сами, совершенно естественным путем.
Как вдруг руководитель "Ариэля" Валерий Ярушин услышал эмерсоновский "Таркус" и так загорелся, что не успокоился, пока не записал все ноты на слух. Затем "Ариэль" стал первой группой в Советском Союзе, исполнивший произведение, сейчас ставшее классикой.
Концерт состоялся в зале политехнического института. Желающих послушать было так много, что толпа смела массивные двери в зал.

Сейчас в сети можно найти видео как создавались знаменитые произведения группы. Очевидно, что это отличается от того как сочиняли композиторы прошлого (да и нынешние академические композиторы), но очевидно, что замысел композиции к моменту репетиций
полностью созрел в голове Эмерсона: 








Пианист-виртуоз Эмерсон прошел классическую фортепианную школу, и даже был победителем конкурсов юных пианистов.
Его отец был музыкантом-любителем, и хотел, чтобы его талантливый сын (который уже с трех лет показывал редкие музыкальные способности) научился играть как положено. Кит Эмерсон с благодарностью отзывался об отце, что не стал учить его сам, а взял профессионального преподавателя. Он вообще очень ценил своих родителей, то, как они его поддерживали и поощряли. Так же Кит поступил с собственными сыновьями и рекомендует делать другим.
Его учительница мечтала, что талантливый мальчик поступит в Королевскую Академию и продолжит свои успехи как классический исполнитель. Разочарованию ее не было предела, когда ученик увлекся джазом и блюзом, и увлеченно начал искать свой путь в этом жанре.

Она не могла предположить, что неудавшийся исполнитель Рахманинова и Листа прославит ее совсем в другом.
Поначалу он стал непревзойденным исполнителем на электрооргане "Хаммонде", ставшим вскоре обязательным атрибутом дюбой рок-группы. Но на этом его интерес к клавишным электроинструментам не остановился. Познакомившись с разработками американского инженера Роберта Муга, он стал одним из первых ( а вскоре непревзойденным) исполнителем на синтезаторах. Возможность моделировать, создавать свой собственный звук сделало его постоянным клиентом Муга. То, что делал Эмерсон с электронными клавишами, было настоящей оркестровкой. Маленькое трио звучало как симфонический оркестр.

И тем не менее в один прекрасный день Эмерсон возвращается к истокам. Видимо, мечта о настоящем живом оркестре долго не давала ему покоя. И он сочиняет (и исполняет) концерт для фортепиано с оркестром.







Это было очень смело для того времени. В концерте нет ничего рок-н-рольного. Зато там явно чувствуется влияние Прокофьева, Бартока и Гершвина. Тогда это многие воспринимали как курьез, но сегодня это произведение входит в репертуар многих классических музыкантов.





Любопытно, что Эмерсон никогда не учился оркестровке. Но в отличие от многих недоучившихся музыкантов не просил никого делать аранжировки (Даже Гершвин свою знаменитую "Rapsody in Blue" отдавал профессиональному аранжировщику. Правда. впоследствии уже все делал сам). Всем этим он овладел самостоятельно. И очень неплохо.






На тройном диске Эмерсона, Лэйка и Палмера "Works" ("Работы") кроме концерта записаны множество интереснейших мелодий, песен и обработок в великолепной оркестровке для самых разных инструментов.
Параллельно Эмерсон продвигал свой проект гастрольного тура с оркестром. В проект были вложены огромные деньги, которые чуть не разорили группу. К сожалению, законы шоу-бизнеса не позволяли подобной смелости.
Проект пришлось отменить, удовлетворившись единственным концертом на олимпийском стадионе в Монреале.
И тем не менее - он сделал это!







Мари Кавагучи:
"Музыка всегда была в его голове. Даже когда он спал, он думал о музыке. Иногда он мог проснуться, и начать сочинять. И это всегда было так красиво!"

И правда, сочинения Эмерсона даже совсем недавние иначе чем шедеврами не назовешь. И исполнителем он оставался непревзойденным несмотря на проблемы с рукой.








"Когда он был молод, он использовал классическую музыку, чтобы превратить ее в рок, теперь колесо сделало круг, и классический мир исполняет его произведения"

Светлая память.




</xml:namespace></xml:namespace></xml:namespace>
Tags: Люди, Музыканты
Subscribe

Posts from This Journal “Музыканты” Tag

  • Первый настоящий орган к югу от Тель-Авива

    Жителей больших городов органом не удивишь. В любом концертном зале на сцене непременно красуются расположенные лесенкой или горкой трубки и…

  • Чик

    Когда в 90-м мы приехали в Израиль с двухлетней дочкой, тещей, котом и парой чемоданов (которые еще и нашлись не сразу), мы оказались в совершенно…

  • Пастернак и сельдерей, что ни овощ...

    О том, что Луис Армстронг всю жизнь носил маген-давид, - знают все. Только ленивый не знаком с сентиментальной историей беспризорного…

  • Рок-концерт XVIII века. Гендель - "Цезарь в Египте"

    Великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель, проживая в Англии, прославился итальянскими операми. В его родной Германии оперы по-немецки…

  • Откуда взялись ноты?

    Принято считать, что европейская нотная грамота - нечто искусственное, приспособленное под капризные вкусы публики и для удобства музыкантов. В…

  • Дворовый задира

    Этот лауреат нобелевки по литературе - весьма неудобный лауреат. Ему плевать на идейность и партийность. Что думает - то и скажет. Вот и…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments