fuguebach (fuguebach) wrote,
fuguebach
fuguebach

Category:

Канада vs Израиль. Социализм в Канаде и Израиле (2)

Социализм теряет власть (1)





Когда-то Гистадрут (профсоюз) в Израиле имел колоссальную власть. Он был и работодателем, и партбюро, и отделом кадров. Но при этом обеспечивал условия и права трудящихся.

С точки зрения советского человека, прибывшего в Израиль в семидесятые годы, это был именно тот самый настоящий социализм с человеческим лицом, про который раньше ему приходилось только слышать по “голосам”.





Не говорю уж про кибуцы - этот живой укор большевикам, уморивших миллионы, сгонявших крестьян силой в свои “коллективные хозяйства”, гибриды концлагеря и рабовладельческих плантаций.




Кроме защищенных почти повсеместно самых общих прав, таких как нормированный рабочий день, оплаченные праздники и сверхурочные, сами собой подразумевались и оплата проезда к месту работы, порой и времени в дороге, фонд повышения квалификации, оплата учебы в университете и ещё многое, многое...

Права трудящихся обеспечивала система “квиюта”, постоянства, которое любой работодатель обязан был дать работнику в некоторых случаях через полгода, иногда через год, порой, через три (где требовалась особая специализация). Считалось, что за это время работник достаточно проявил себя, и заслужил право не беспокоиться о завтрашнем дне. Ну а после получения постоянства уволить работника становилось почти невозможно.

Закон это действителен и сейчас, но только работодатели научились ловко его обходить.
Отработав энное количество лет ударник социалистического труда выходил на более чем достойную пенсию, которая, в сочетании с израильским мягким (для пожилых людей) климатом, хорошей и доступной системой здравоохранения, собственной выплаченной квартирой (или даже домом) обеспечивала весьма приятное проживание, а то и путешествия по миру (если здоровье позволяло).






Мне тут же возразят, что описанный мной “рай” имеет много серьезных недостатков. Например, работа учителем в школе до сих оплачивается не самым лучшим образом (а тогда это вообще была низкооплачиваемая профессия), классы переполнены, ученики дикие.

И при весьма схожих социальных условиях (“бенефитах”), работать учителем в Канаде и почетнее и куда выгоднее. К этому мы ещё вернёмся, но добавлю, что низкая оплата и не лучшие условия труда были далеко не единственными проблемами израильского социализма.

Обеспечение рабочих мест (“паровоз для машиниста”, помните?) каждому, с одной стороны, поощряет местное производство, с другой - часто делает его совершенно нерентабельным, а продукт - слишком дорогим.






А свободной конкуренции при настоящем социализме быть не может. Напомню, что тогда не было e-bay и прочих “амазонов”, куда сейчас можно зайти за любой мелочью.

А если б и были - израильская валюта не была свободно конвертируемой, поэтому операции с ней не были такими простыми как в наше время.

Сейчас, в условиях всеобщего китайского производства, уже трудно представить, что когда-то в Израиле делалось почти все, вплоть до самых мелочей. Электротовары, мебель, одежда, обувь, я уж не говорю о продуктах питания. Даже автомобили одно время клепали.




Кое-что было по-настоящему добротным. У меня до сих сохранились отличные (но уже старые и растоптанные) мокасины, произведенные в Израиле, которые я носил лет десять, не меньше, да пара столь же качественных рубашек.
К сожалению, свободная конкуренция и всеобщая глобализация не всегда имеют только положительные стороны.

Трудно представить жизнь в том мире, но выглядел он примерно так: каждый гражданин более-менее обеспечивался государственной службой, но при желании (и наличии связей для преодоления бюрократии, впрочем, в маленьком Израиле все были если не родственники, то служили вместе) имел возможность заниматься частным бизнесом. Особенно это было удобно вышедшим в отставку военным или госслужащим на пенсии.
Некоторые предпочитали жить в кибуце, отдавая туда всю зарплату и гордясь близким к своей идеологии общественным строем.
Остальные получали государственные квартиры, которые со временем могли выкупить за смешные деньги, кто зарабатывал побольше - был способен построить себе дом в пригородном поселке, за вполне приемлемую цену.




Поскольку большинство работало на государство, а интересы их защищал гистадрут, то и поддерживали они “свою” партию, партию рабочих и трудящихся, которая так и называлась - “Авода”, то есть “Труд”( раньше МАПАЙ). Таким образом обеспечивалась стабильная монопольная власть одного и того же круга (не забудьте ещё всесильный военный истеблишмент), который владел всем и мог практически все.

Разумеется, строго говоря, это не было демократией, или было не совсем демократией, но, возможно, именно излишняя самоуверенность и средоточие власти без оглядки на критиков у военно-политического истеблишмента помогли одержать историческую победу в шестидневной войне, даже при довольно большом числе погибших (почти 800 человек для тогдашнего двухмиллионного населения - весьма значительная цифра), а твёрдая духом  социалистка Голда Меир не соглашалась ни при каких обстоятельствах вести переговоры с террористами, она же распорядилась о преследовании по всему миру исполнителей и организаторов бойни на мюнхенской олимпиаде.

В условиях современной демократии, когда каждый шаг взвешивается с точки зрения электорального влияния, трудно представить себе столь решительные и непопулярные действия.

С другой стороны, та же излишняя самоуверенность и отсутствие критики и контроля со стороны общества привели и к тяжелейшим последствиям Войны Судного Дня в 1973 году.

И вот вся эта система начала разрушаться.

Первым ударом была потеря политической власти в 1977-м. Причиной были накопившиеся противоречия между “патрициями” и “плебеями” - власть имеющей элитой и третьесортными “новыми израильтянами”, в основном, репатриантами из восточных стран.
Но, несмотря на смену политической власти (больше это напоминало дворцовый переворот) , общая структура общества менялась мало. Партия “Ликуд”, пришедшая к власти, не была анти-социалистической или “буржуазной”, как ее изображали, у неё просто была другая политическая и социальная аженда. “Авода” же, “партия рабочих”, оставалась все же второй большой партией власти.




Настоящий переворот же начался с 90-х, с приезда в страну миллиона советских иммигрантов. Традиционная система устройства новоприбывших просто рухнула, и репатрианты из СССР оказались вне рамок социализма: ни государственных квартир, ни государственной работы, ни общих для других израильтян условий оплаты, отпусков, пенсий.




У власти тогда был “Ликуд” и маарахники (МААРАХ - ещё одно название партии “Авода”) ловко сумели сыграть на этом: вот, дескать, стоит нам только прийти к власти - и мы снова вернёмся к старому доброму социализму: все вы получите бесплатное жильё, работу по специальности, отдых на Багамах, гарем, самолёт, седло большое, ковёр и телевизор.

В действительности, социалисты не только ничего дать не могли, они ничего давать и не собирались. Тогда они были одержимы одной идеей - подписанием во что бы то ни стало “мира”. Вот тогда наступит рай, и всем обязательно станет хорошо.

Идеолог этой концепции, Шимон Перес, даже написал книгу под названием “Новый Ближний Восток”, где поделился со всеми своими фантазиями по поводу грядущего процветания (если, конечно, же накормить досыта волков, а овцам немножко потерпеть), а для этого его партия должна всенепременно снова прийти к власти.




Как, каким образом, те самые социалисты, создававшие страну, побеждавшие в войнах, освобождавшие Иерусалим, дошли до подобного, было бы загадкой, если бы не крылось в самой природе социализма.

Плюрализм, недостаток тотального контроля - убийственны для власти социалистов, а поскольку появление как неохваченного ими нового арабского населения, так и все более сильное проявление частной инициативы и пионерского духа подобного дикому Западу среди поселенческого движения, все это разрушало империю власти социалистов.

И так же, как и в Войне Судного Дня, самоуверенность элиты, полное отсутствие критики и контроля, карманная пресса, судебная и военная власть, а ещё и рукоплещущая этому суициду “мировая общественность” привели в конце концов к окончательному развалу израильского социализма.




Хотя они как раз были уверены, что, одержав эту победу, установив мир и процветание, снова навечно утвердятся у штурвала.
Но началось все, как я и сказал, с выборов 92-го года и массового промывания “русских” мозгов.

Израильские социалисты посчитали приезжих из Советского Союза способными клюнуть на демагогию, и те клюнули.
Придя к власти, профсоюзно-бюрократическая элита тут же забыла о “русских”.

Впрочем, не совсем. На самом деле правящая во всех структурах реальная (а не политическая псевдо-) власть воспринимала приезжих враждебно, прекрасно понимая, что блестяще образованные и профессиональные иммигранты представляют немалую угрозу их спокойному и уравновешенному мирку.

Началась охота. Карманная пресса распространяла истории про “русскую мафию”, министры от правящей партии обвиняли русских в повальном алкоголизме и инцесте. “Специалисты” всячески доказывали непрофессиональность приезжих. Деятели культуры и искусства клеймили неспособность “русских” воспринять идеи демократии и встать на “правильную” сторону.




В сознание внедрялась  второсортность целой этнической группы. Отчего эта группа не должна и помышлять иметь те же условия труда и жизни, что коренные, охваченные бюджетными пенсиями, квиютами, гистадрутами и прочими благами.

Поэтому снова создались два экономических мира. Одни жили по старому: большинство в социализме, часть уже привычно вросшем в социализм мелкохозяйственном капитализме, а вот “русские” попали в особую категорию.

Возьмём, для примера, учёных.
Исследователи или лекторы в университетах могут быть в двух статусах (как и в любом университете мира): “мин а минян” и “ло мин а миньян “ , то есть в штате или не в штате. Но появилась ещё и третья категория: стипендиаты, это ученые, постоянно занимающиеся исследованиями, получая за это копеечные стипендии. И так годами и даже десятилетиями. А что им было делать? И использовали их по полной программе.

И так в любой области. Переизбыток специалистов и легитимация отношения к ним как ко второму сорту заставил разные государственные конторы придумывать трюки, для того, чтобы переводить работников ( в услугах которых они немало все же нуждались) в посреднические конторы ( “кабланут”). Посреднические конторы, естественно, никаких коллективных договоров не подписывали, работники в профсоюзе не состояли, и прав, соответственно, не имели.

Вот пример: я работал почти с самого приезда, с 90-го года. Поначалу от “моацы” (местного совета) посёлка Мейтар, и зарплату получал от них. Потом вдруг обнаружил, что зарплата мне идёт от совсем другой организации под названием “хевра ле-питуах Мейтар” (компания по развитию Мейтара), а условия там были уже совсем другими.



Вся страна как грибами обрастала такими компаниями. Компании увольняли работника через каждые 11 месяцев (чтобы не давать положенное по закону постоянство), а потом принимали заново.
Пенсии нам не полагалось (государственные работники имели пенсию бюджетную, то есть основанную только на стаже и зарплате, и выплачивалась в расчёте 75% от последней зарплаты, нам же советовали открыть свою пенсионную программу, и откладывать туда деньги. Что при копеечных зарплатах было почти нереально.
Таким образом за десять лет работы у меня не скопилось и копейки пенсионных.

Можно и дальше рассказывать подробно как все происходило, но суть в том, что колоссальное число граждан оказалось за пределами системы.

Как это повлияло на происходящее?

Во-первых, система из всеобщей превратилась в закрытую элитарную, паразитирующую на общей массе работников (как это и происходит с западным капитализмом). В категорию отвергнутых попадали теперь не только новые репатрианты, но и молодые, только освободившиеся от армейской службы или закончившие учебу. Раньше система могла гарантировать им рабочее место.


Во-вторых, работа в государственных структурах больше не означала поддержку партийно-профсоюзной клики, занявшие после долгих мытарств свои обеспеченные места в системе здравоохранения и просвещения репатрианты, не росли с детства “в родном доме” партии “Авода”, наоборот, они пробились после битвы с сопротивляющейся системой, и не считали себя ее частью.

В-третьих, множество блестящих специалистов, отвергнутых системой, готовых переучиваться, овладевать новыми идеями и получать намного меньшие зарплаты, чем их коллеги на Западе, привело к настоящей технологической революции.
Многие крупные технологические компании стали открывать в Израиле свои отделения или хотя бы исследовательские теплицы, где разрабатывались новейшие технологии, проводились исследования и разработки, которые потом использовались по всему миру.






Но и сами невостребованные таланты тоже не дремали, а, пробиваясь через невообразимые кордоны бюрократии, открывали собственные компании, стартапы и прочие бизнесы. Влезали в дикие долги, брали ссуды. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.





В сочетании с монетарной политикой ненавидимого до колик правящей элитой Нетаниягу, все это превратило Израиль за считанные годы в передовую капиталистическую страну, в которой социализм занял в целом схожую с прочим Западом роль.
Но кое-какие особенности остались. И не все эти особенности отрицательные.

В отличие от Израиля в Канаде никогда настоящего социализма не было.
И история там была совсем иной.

Но о Канаде в следующий раз.



вступление
климат
жилье
жилье (2)
интеграция и национальный вопрос
религия и национальный вопрос
финансовая и налоговая система
финансовая и налоговая система (2)
работа. зарплата
рынок труда
производственные отношения
потребительство. цены, услуги, сервис
здравоохранение
здравоохранение (2)
культура
культура (2)
отдых и развлечения
гастрономическая жизнь
отдых на природе, спорт и туризм
на колесах (начало)
на колесах (продолжение)
общественный транспорт (начало)
общественный транспорт (продолжение)
образование (1)
образование (2)
высшее образование
Семья и общество
Безопасность и политика
Открытие малого бизнеса
За рулем (вдобавок)
Национальный характер
Сервис
Заключение
Социализм в Канаде и Израиле
Tags: Канада vs Израиль
Subscribe

Posts from This Journal “Канада vs Израиль” Tag

  • Иерусалим - Дубай, бхай-бхай

    Между прочим, у меня с Объединенными Эмиратами давние и продуктивные творческие связи. Когда в 2005 мы приехали в Монреаль, то поселились на…

  • Особенности национальных выборов. Канада и Израиль

    Так получилось, что в течение одного месяца мне довелось участвовать в выборах дважды: сначала в Израильских, а теперь вот и в Канадских. Сразу…

  • В Канадском кнессете

    Ну, если говорят о кнессете, непременно объясняют, что это израильский парламент. Тогда вполне правомерно канадский парламент называть канадским…

  • Моя первая работа в Канаде

    Нет, я не вернулся в Канаду, я нахожусь в Монреале в отпуске. Тут и прошвырнулся по местам боевой славы, а также посетил разные красивые места,…

  • «Раклобиби» по-канадски

    Выборы на носу, и главный лозунг на повестке дня - «Рак ло Биби» («Только не Биби». Беньямин Нетанияху, премьер-министр…

  • Почему я переехал из Канады в Израиль

    Меня часто спрашивают: почему я переехал из Канады в Израиль? Всегда отвирался. Но пришло время сказать правду. Я тут по причине природной…

  • Как меня имели

    …от шабата до шабата брат наёбывает брата. (И. Губерман) вступление климат жилье жилье (2) интеграция и национальный вопрос религия и…

  • Электромобили в Монреале (2)

    Итак, как я уже говорил, электромобили в Монреале встречаются повсеместно, и из класса причуды богатых они все более переходят в разряд самых…

  • Электромобили в Монреале

    Снова оказавшись в Монреале, я убедился, насколько там продвинулась идея электротранспорта. Из некоего курьеза, фантазии, выходки сумасшедшего…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Posts from This Journal “Канада vs Израиль” Tag

  • Иерусалим - Дубай, бхай-бхай

    Между прочим, у меня с Объединенными Эмиратами давние и продуктивные творческие связи. Когда в 2005 мы приехали в Монреаль, то поселились на…

  • Особенности национальных выборов. Канада и Израиль

    Так получилось, что в течение одного месяца мне довелось участвовать в выборах дважды: сначала в Израильских, а теперь вот и в Канадских. Сразу…

  • В Канадском кнессете

    Ну, если говорят о кнессете, непременно объясняют, что это израильский парламент. Тогда вполне правомерно канадский парламент называть канадским…

  • Моя первая работа в Канаде

    Нет, я не вернулся в Канаду, я нахожусь в Монреале в отпуске. Тут и прошвырнулся по местам боевой славы, а также посетил разные красивые места,…

  • «Раклобиби» по-канадски

    Выборы на носу, и главный лозунг на повестке дня - «Рак ло Биби» («Только не Биби». Беньямин Нетанияху, премьер-министр…

  • Почему я переехал из Канады в Израиль

    Меня часто спрашивают: почему я переехал из Канады в Израиль? Всегда отвирался. Но пришло время сказать правду. Я тут по причине природной…

  • Как меня имели

    …от шабата до шабата брат наёбывает брата. (И. Губерман) вступление климат жилье жилье (2) интеграция и национальный вопрос религия и…

  • Электромобили в Монреале (2)

    Итак, как я уже говорил, электромобили в Монреале встречаются повсеместно, и из класса причуды богатых они все более переходят в разряд самых…

  • Электромобили в Монреале

    Снова оказавшись в Монреале, я убедился, насколько там продвинулась идея электротранспорта. Из некоего курьеза, фантазии, выходки сумасшедшего…