fuguebach (fuguebach) wrote,
fuguebach
fuguebach

Category:

Канада vs Израиль. Социализм в Канаде и Израиле(4) Квебекская советская социалистическая республика



Мне столько раз твердили, дескать, если уж где в Канаде и есть настоящий социализм, так это в Квебеке, что воленс-неволенс придётся сделать лирическое отступление и отдать должное этому благословенному островку французской культуры на  американском континенте.

С другой стороны, я не жил в других провинциях, может, и там все так же? Нет, говорят, в Квебеке сильнее всего. Ну хорошо, соглашусь.

Имя Карла Маркса квебекские интеллектуалы произносят с придыханием, почти что как имя Лионеля Гру (про него чуть позже), а ещё тут очень любят революционные режимы Латинской Америки, так что когда-то даже мечтали, обретя вожделенную независимость, объединиться с островом свободы Куба и назвать новую конфедерацию “ Кубек “, объединив в одно целое две революции.


Поначалу я очень даже проникся квебекской национальной идеей, она мне показалась созвучной идеям сионизма. Почему-то мне казалось, что некоторая историческая общность судьбы обязательно должна связать вместе два народа.

Мне недавно даже высказали такую мысль, что Квебек очень напоминает Израиль девяностых. Я бы уточнил, Израиль до 67-го года, ну разве что до середины семидесятых.

Нет, конечно же, нынешний Квебек - современная, технологически развитая цивилизованная канадская провинция, и я не сравниваю ее с развивающейся страной пока ещё третьего мира, каким на тот момент и был Израиль.




И все же… В начале 90-х мне приходилось общаться со многими коренными израильтянами, из тех, что с грустью вспоминали “свою”, уже ушедшую навсегда страну. Были они тогда ещё довольно молоды, и воспоминания их - свежи и правдивы.

Для них победа в шестидневной войне и контроль над территориями стали в какой-то степени катастрофой и крушением мечты. Объясню почему.

С самого начала сионистского проекта была идея воспитать народ-труженик, который сам сеет, сам пашет, сам строит, все делает сам…

Но поскольку первые поселенцы были идеалистами-бессребрениками, то единственный путь повернуть их к земле был коллективизм. Это подтверждает даже такой далекий от социализма мыслитель как Жаботинский.




С этой же целью создавались первые профсоюзы и организации. Их названия говорят сами за себя: “Поалей Цийон” (рабочие Сиона), “А-Поэль а-цаир “ (молодой рабочий), “Хеврат а-овдим “ (сообщество трудящихся), и самого главного: “Гистадрут (правильнее произносить “Истадрут”) а-клалит шель а-овдим бэ-Эрец Исраэль” (“генеральная федерация рабочих Земли Израиля”), задачей которой прямо являлось лоббирование интереса еврейских работников и создания им протекционистских условий. В результате на фабрики и прочие рабочие места принимали евреев, а не арабов, хотя их труд и стоил дешевле. Желающим поднять крик о расистской сущности сионизма сразу скажу, что, хоть расизмом тут и не пахло, но определенная националистическая и даже дискриминационная политика таки да,  присутствовала.

Но: было и оправдание. Хотя британские мандатные власти и обязались всячески способствовать развитию “национального дома еврейского народа”, на деле они все делали точно наоборот: ограничивали (а потом и совсем запретили) еврейскую иммиграцию (это при наступлении-то нацизма в Европе), и поощряли трудовую арабскую. Район стремительно развивался, и многие арабы подались на заработки. Кстати , именно эти трудовые мигранты и составили большую часть так называемых “палестинских беженцев” войны за независимость.

Так вот, цель таки была достигнута: израильские евреи научились строить, пахать, доить и даже (а что было делать?) отлично воевать.




Вскорости после обретения независимости Израилем, рабочие комитеты перестали разделять работников по этническому признаку, государство функционировало, цель была достигнута.

Но все изменилось после 1967 года.

Под контролем у Израиля оказались два миллиона арабов с территорий. И их следовало обеспечить всеми необходимыми услугами и заработком.

А поскольку гражданами Израиля они не являлись, и в профсоюзы не входили, стали они той самой дешёвой рабочей силой, с которой боролись сионистские профсоюзные организации. С той только разницей, что теперь эти организации были частью государственных структур, а поскольку государству надо было дать заработок семьям жителей территорий, то все закрыли на это глаза…

Результат был самый плачевный.

Все тяжёлые рабочие профессии, которые благополучно выполняли израильтяне, перешли к арабам. Промышленность перестроилась: теперь если конструкции - там арабы (обычно с территорий), и в теплицах и на полях работали арабы, а бывшие работяги-фермеры отдавали распоряжения, даже кибуцы превратились в капиталистические хозяйства и живут за счёт наёма рабочей силы со стороны.

С ословскими (или, как говорят многие в Израиле, - “ослиными”) соглашениями стало ещё хуже.

Передав власть на территориях бывшим террористам, хитроумным и коварным, Израиль не выиграл ничего. По-прежнему (и даже куда больше) его считают оккупантом и поработителем, и он продолжает нести ответственность за жителей территорий, хотя формально у них есть своя власть.

Только теперь Израиль находился в полной зависимости от ситуации с безопасностью, праздников и прочего, не имея никакой возможности (по политическим причинам) заменить рабочую силу. Порой приедешь в гараж со срочной проблемой, а тебе говорят: извини, рабочих сегодня нет, Рамадан отмечают.

Случались ситуации, когда на стройках вообще месяцами некому работать было, как, например, во времена интифады начала двухтысячных. И что, вспомнили евреи, что когда-то их деды строили страну своими руками?

Даже не в том дело. Может, многие и стали бы работать: за настоящую зарплату и условия труда. А на территориях жизнь куда дешевле, ни ипотеки, ни аренды, ни драконовских налогов, там эта зарплата просто королевская.




Так вот, приехав в Канаду (то есть в Квебек), я первым делом с удивлением обнаружил, что на всех строительных, дорожных и ремонтных работах трудятся местные коренные кебекуа.

Причём, не какие-то неудачники и пропойцы, а молодые и крепкие красавчики, явно довольные работой и своим положением в обществе.

А вот иммигранты, которые, казалось бы, на стройках работать должны, так они на кассе в магазине, или собственное дельце открывают, или на пособии.

Или в политику сразу.

Такое дело прибавляло симпатии к трудолюбивому квебекскому народу, и сразу вызвало ассоциации с Израилем в его первые годы.

Позже выяснилось, что местные становятся рабочими не из-за особого идеалистического трудолюбия (хотя отдадим должное, квебекцы, как и вообще канадцы, - действительно трудолюбивы), а благодаря особенным условиям, созданным в определённых областях экономики. И этих условий они добились.




Это, однако, дискриминирует всех пришлых, не давая им попасть в области протекционизма.

Осуществляется это с помощью системы орденов, дающих разрешение на работу в области их активности только после преодоления всевозможных барьеров (дипломов, экзаменов, проверок, ещё проверок, аттестаций, ещё аттестаций…), которые порой преодолеть просто невозможно.

Впрочем, говорить, что квебекские ордена (ordre по-французски) существуют только в Квебеке, неверно. Просто в англоязычной Канаде они называются “college “ (если вы заглянете в эти "списочки", у вас глаза полезут на лоб).




Потому я никак не мог понять, слушая радио на английском, почему “медицинский колледж” не соглашался дать больше трёх врачебных ставок в год. Я-то по-наивности думал, что речь идёт о некоем учебном заведении, выпускающем всего трёх врачей в год.

Все оказалось куда интересней. Какими бы хорошими и образованными врачами ни были приехавшие, и как бы хорошо ни сдавали экзамены, их все равно зарежут, потому что их больше трёх! И все тут. Чего тогда удивляться замечательной квебекской медицине?

И все для того, чтобы врачам жилось хорошо, без конкурентов.

И так повсюду: инженеры, зубные врачи, медсестры, геодезисты, нянечки, учителя, воспитательницы… когда мне довелось немного потрудиться музыкальным работником в детском садике (до сих пор среди ночи можно разбудить, и я спою: “Фрере Жаке, фрере Жаке, дорме ву…” или “мон папа нё вё па кё жё дансе, кё жё дансе…”) моя хозяйка беспрерывно ныла, что спит по четыре часа в сутки, постоянно сдавая на очередные сертификаты. А если что-то не сдаст - тут же отберут временную лицензию - и гуляй Вася. Всякие проверяльщики-бюрократы из ее дома не вылезали.

А все, что она “изучала”, было просто бредом сивой кобылы, дикая бессмысленная ахинея, как будто придуманная нарочно в издевательство.

Да и до экзаменов не каждому доведётся добраться. Например, в Онтарийском ордене для лаборантов в книжечке для иностранных кандидатов, объясняющей лицензирование, прямо написано что 97% foreign medical technologists are not eligible to write CSMLS exam . То есть 97% просто к экзамену вообще не годятся. То есть никто.




Что это значит? Что только для того, чтобы на экзамен попасть, тебя заставят проходить множество экзаменов, курсов (за бешеные бабки, само собой), а там большинство отвалится (оставив бюрократам немалые суммы).

Само членство в орденах очень недёшево. Тысчонка только за регистрацию. 750 за запись на экзамен. И каждый год взносы немалые. Но это нормально, если ты ужце внутри, и орден стеной стоит за твои права. Но когда речь идёт только о надежде пройти когда-нибудь экзамен, получить право на работу, то такие поборы выглядят мягко говоря просто неприлично. И попробуй не заплатить один раз - тут же выкинут - и прощай надежды…

Так вот, почему же строителями в Квебеке работают белые франкоязычные? Очень просто. Как есть орден врачей или летчиков, так есть и ордена строительных рабочих, а также их всесильные профсоюзы. И оттого, что условия работы там так хороши, оплата высока, защита социальная на самом лучшем уровне, то трудолюбивые, но не сильно способные к учебе квебекцы с удовольствием туда идут. Ну а поскольку все эти условия создавались не для всяких “понаехавших”, то орден их туда и не пустит.

И что-то мне подсказывает, что и в остальной Канаде то же самое.

По сути, система орденов, независимая от государственной власти, и есть настоящее государство. Ведь это их правила, порой прямо противоречащие законам Канады, и устанавливают порядок в стране.

Социализм ли это? Без сомнения. Ведь это прямое вмешательство в свободный рынок, искусственное обеспечение привилегированных условий для определённых групп населения и профессий.

Всегда ли такое вмешательство плохо? Нет!

Тот же пример подмандатной Палестины говорит, что, если бы Гистадрут не проводил протекционистскую экономическую политику, Палестину окончательно затопили бы ищущие заработка арабские мигранты, и весь Сионистский проект был бы похоронен.

Глобальный свободный рынок приводит к полному уничтожению местных производств благодаря дешёвой рабочей силе в Китае и других странах с нищим населением.

Дешёвая нефть благодаря свободному рынку тормозит развитие альтернативных источников энергии, но зато поощряет терроризм и оказывает влияние на “свободные” СМИ.

И, наконец, строительная область Израиля отстала на многие годы от мировой благодаря дешёвой арабской силе. И будь в Израиле орден строительных рабочих и профсоюз под стать квебекскому, отрасль развивалась бы подобно хайтеку, создавая современные технологии быстрого конструирования, используя самую современную технику (ведь труд рабочих слишком дорог, чтобы заставлять махать их лопатами) и материалы.

В Канаде так строить уже научились, и вот доказательство: цены на жильё в Монреале в этом году пошли вниз (до этого только поднимались).

Но в отличие от протекционистских мер, принятых гистадрутом в 20-30-е годы, канадские ордена не направлены против трудовых инфильтратов, готовых за любые деньги забрать работу себе.

Они направлены против абсолютно законно приехавших в Канаду иммигрантов, и, практически не скрывают этого.

И чаще всего, их влияние на общество отрицательно.

А в чем же особые отличия Квебека?

Да больше исторические и социальные.

Начнём с исторических.

Иногда Квебек, каким он был примерно до 60-х годов, называют католическим талибаном. Так и было. Церковь занимала решающее значение, и по любому поводу обращались к батюшке.

Национализм тогда тоже процветал, и церковь в нем играла немаловажную роль.

Тогда пытались победить протестантскую и английскую заразу рождаемостью. Попы велели рожать и рожать ( вспоминаете знаменитую “матку палестинской женщины”?), чтоб забить массой. По причине малочисленности, очень много было родственных браков, оттого у кебекуа множество генетических заболеваний.

Но маткой победить не удалось, и тогда франко-канадцы (квебекцами они стали называть себя позже) решили отделяться. Идеологом квебекского национализма стал Лионель Гру, человек абсолютно раситских взглядов, призывавших к изгнанию из провинции всех инородцев (главное, конечно, евреев. Но негров и англичан он тоже не любил), и к абсолютной власти так называемых “кебекуа де суш”, то есть чистокровных, ведущих свой род от французских солдат, охотников и проституток, сосланных королем Луи для исправления . Его идеи во многом воплощены в жизнь. Город Квебек, например, когда-то на две трети англоязычный, теперь на 98% состоит из франкофонов.




Монреаль, когда-то бывший столицей Канады, и переживший стремительный рост благодаря американским вложениям в 60-е годы, после победы националистов пережил сильнейший спад, его покинула значительная часть англоязычного населения, забрав с собой деньги и промышленность. Зато город стал франкоязычным, обогатившись населением из провинции. Правда, ненадолго. Уже сейчас своим родным языком называют французский только половина жителей острова Монреаль.

Но что интересно - квебекский национализм из “правого”, религиозного с лёгкостью перекочевал в ультралевый или, как минимум лево-либеральный. За всю историю Квебека после “тихой революции” 60-х, у власти не было партии правее “Либеральной партии Квебека”, да и та ненавидима националистами за излишнюю буржуазность.

Кстати, стоит упомянуть, что в так называемой “тихой революции” (которая не была такой уж тихой, убивали заложников, взрывали бомбы на улицах, а в Монреаль вводили танки) основным примером явились вовсе не страны, строившие свою независимость тяжелым трудом и упорством. Наоборот, квебекские сепаратисты впечатлились более всего примером палестинских “борцов”. Борцы, разумеется, за изгнание “оккупантов”. Речь идёт о начале и середине шестидесятых, если кому ещё непонятно.

Но и сейчас своей традиции они верны.





Впрочем, это не помешало позже им же использовать систему израильских “ульпанов” как модель своей францизации. Это, кстати, тоже не ново. Ирландские националисты (и ведь тоже из мрачных католиков, и тоже до одурения левые!) очень старательно изучали опыт Израиля для внедрения изрядно подзабытого народом языка гэллиш, и развития национального самосознания вообще. Что не мешает им быть лютыми врагами Израиля и большими поклонниками палестинских бандитов.

Интересное это явление -  переход от религиозного мракобесия к “самому передовому” социализму - невольно наводит на мысль о религиозной сущности социализма и вообще идеи “социальной справедливости”. Если поглядеть на карту, наибольшую силу ультралевые идеи приобрели именно в странах часто отсталых и католических или ультраправославных: в Европе это Испания, Италия, Ирландия, Греция. Я уж не говорю о родине победившего социализма.

В Америке - вся Южная Америка (в разной степени, правда) и … Квебек.

Кстати, пример Квебека (и той же Ирландии, например) опровергает миф, что национализм может быть только правым. Ещё как может быть левым национал-социализмом. И чаще всего именно им и является. Одна из самых социалистических в наше время стран, Северная Корея, кроме тоталитарного социализма в центре своей идеи “чучхе” имеет ещё даже не просто националистическую, а откровенно расистскую идею (апартеиду и не снилось), а объявляемая всеми СМИ “ультраправой” Мари Лепен по своей идеологии является ярой социалисткой. Я уж молчу про нацистов, с их четырехлетними планами, социальной справедливостью, искоренением безработицы, к капитализму имеющими очень отдалённое отношение.

Квебекские национал-социалисты в идеях недалеко ушли от своих корейских или кубинских друзей. Они очень сочувствуют всем мировым “борцам за свободу” (читай - террористам), зато с удовольствием давят всех “чужаков” у себя. И не важно сколько мировых знаменитостей родилось в Монреале, ими квебекские патриоты не гордятся. Тем более, чаще всего это были евреи. Правда, и монреальцем Оскаром Питерсоном гордятся в основном англофоны. А, когда предложили переименовать станцию метро Лионеля Гру (того самого) в Оскара Питерсона, родившемуся как раз неподалёку, подняли крик. Как же: Гру- наше национальное достояние, а Питерсон - негр какой-то, тапер.

Главная идея церковного социализма - это социальная справедливость. Имеется в виду не принцип монопольно-социалистического советского строя  - каждому по труду. Нет, тут работает шариковский принцип - взять у богатых и дать “нуждающимся”. Независимо от того, что для этого сделали нуждающиеся. Принцип этот работает как и для отдельных людей, так и для целых государств и провинций.

Так государство может успешно распространять деньги среди своих граждан (по “справедливости”, разумеется), а за покрытием своих долгов обращаться к соседним, более богатым странам.

Провинция Квебек, например, много лет успешно выполняла роль Греции в Евросоюзе, шантажируя федеральное правительство, что вот сейчас… если не дадите… так снова референдум - и все, уйдём из Канады.

Канада испуганно перечисляла деньги, практически содержа попрошайку за счёт налогоплательщиков других провинций.

Правда, в последнее время национализм молодых квебекцев пошёл на убыль, чего не скажешь о левизне. И теперь вместо национал-социалистов из Блока Кебекуа они голосуют за ультралевую “новую демократическую партию”.

Так в чем же на деле в Квебеке больше социализма нежели в прочей Канаде? Не так уж многим (тем более правительство лево-популистского клоуна Трюдо всячески старается эти отличия уничтожить) но разница есть. Во-первых, очень много всяких субсидированных программ образования, от детского сада до университета. И все это существенно дешевле чем в остальных провинциях!

Вообще всякой помощи, “солидарности”. Все не проверял, никогда не пользовался, но говорят, много.

А лучше всего здесь живётся вэлфэрщикам. То есть тем, кто просто выбрал себе путь тотального безделья.

Говорят, такого больше нигде нет в Северной Америке.

Подать на вэлфер не так уж сложно. Особенно легко, если вообще не работал. Например, прибывающие сейчас в Канаду “беженцы” получают автоматически. Дальше просто ничего делать не нужно (приходить отметиться на компьютере в бюро раз в месяц работой считать трудно), иногда, правда, бюро может послать на какие-нибудь хорошие курсы, языки там поучить, компьютерные программы… за что другие немалые деньги платят. В надежде, что вдруг у профессионального бездельника появится желание поработать.

Поработать можно и по-чёрному, никто не узнает, а зачем же от социалки отказываться? К тому же с увеличением стажа этого почетного рода деятельности увеличиваются и льготы. Через два года - оплачиваются услуги дантиста, через пять - очки. Кто же откажется от такой лафы?

А на какие средства все это оплачивается? Откуда деньги берутся? Понятное дело - из налоговых поступлений. А платят их те, кто пашет и зарабатывает, сам за все платит, вкладывает средства в развитие экономики и создаёт рабочие места.

А ещё он содержит пяток вэлферщиков, и обеспечивает всякими социальными льготами ещё десяток семей. Но при нынешней демократии у него только один голос. А у всех, кого он содержит, пятнадцать. А за кого пойдут голосовать эти пятнадцать?




Верно. Вот поэтому социализм в мире все больше захватывает власть. Но не в Израиле.

Но это совсем другая история.






Tags: Канада vs Израиль
Subscribe

Posts from This Journal “Канада vs Израиль” Tag

  • Иерусалим - Дубай, бхай-бхай

    Между прочим, у меня с Объединенными Эмиратами давние и продуктивные творческие связи. Когда в 2005 мы приехали в Монреаль, то поселились на…

  • Особенности национальных выборов. Канада и Израиль

    Так получилось, что в течение одного месяца мне довелось участвовать в выборах дважды: сначала в Израильских, а теперь вот и в Канадских. Сразу…

  • В Канадском кнессете

    Ну, если говорят о кнессете, непременно объясняют, что это израильский парламент. Тогда вполне правомерно канадский парламент называть канадским…

  • Моя первая работа в Канаде

    Нет, я не вернулся в Канаду, я нахожусь в Монреале в отпуске. Тут и прошвырнулся по местам боевой славы, а также посетил разные красивые места,…

  • «Раклобиби» по-канадски

    Выборы на носу, и главный лозунг на повестке дня - «Рак ло Биби» («Только не Биби». Беньямин Нетанияху, премьер-министр…

  • Почему я переехал из Канады в Израиль

    Меня часто спрашивают: почему я переехал из Канады в Израиль? Всегда отвирался. Но пришло время сказать правду. Я тут по причине природной…

  • Как меня имели

    …от шабата до шабата брат наёбывает брата. (И. Губерман) вступление климат жилье жилье (2) интеграция и национальный вопрос религия и…

  • Электромобили в Монреале (2)

    Итак, как я уже говорил, электромобили в Монреале встречаются повсеместно, и из класса причуды богатых они все более переходят в разряд самых…

  • Электромобили в Монреале

    Снова оказавшись в Монреале, я убедился, насколько там продвинулась идея электротранспорта. Из некоего курьеза, фантазии, выходки сумасшедшего…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

Posts from This Journal “Канада vs Израиль” Tag

  • Иерусалим - Дубай, бхай-бхай

    Между прочим, у меня с Объединенными Эмиратами давние и продуктивные творческие связи. Когда в 2005 мы приехали в Монреаль, то поселились на…

  • Особенности национальных выборов. Канада и Израиль

    Так получилось, что в течение одного месяца мне довелось участвовать в выборах дважды: сначала в Израильских, а теперь вот и в Канадских. Сразу…

  • В Канадском кнессете

    Ну, если говорят о кнессете, непременно объясняют, что это израильский парламент. Тогда вполне правомерно канадский парламент называть канадским…

  • Моя первая работа в Канаде

    Нет, я не вернулся в Канаду, я нахожусь в Монреале в отпуске. Тут и прошвырнулся по местам боевой славы, а также посетил разные красивые места,…

  • «Раклобиби» по-канадски

    Выборы на носу, и главный лозунг на повестке дня - «Рак ло Биби» («Только не Биби». Беньямин Нетанияху, премьер-министр…

  • Почему я переехал из Канады в Израиль

    Меня часто спрашивают: почему я переехал из Канады в Израиль? Всегда отвирался. Но пришло время сказать правду. Я тут по причине природной…

  • Как меня имели

    …от шабата до шабата брат наёбывает брата. (И. Губерман) вступление климат жилье жилье (2) интеграция и национальный вопрос религия и…

  • Электромобили в Монреале (2)

    Итак, как я уже говорил, электромобили в Монреале встречаются повсеместно, и из класса причуды богатых они все более переходят в разряд самых…

  • Электромобили в Монреале

    Снова оказавшись в Монреале, я убедился, насколько там продвинулась идея электротранспорта. Из некоего курьеза, фантазии, выходки сумасшедшего…