fuguebach (fuguebach) wrote,
fuguebach
fuguebach

Category:

Откуда взялись ноты?

Принято считать, что европейская нотная грамота - нечто искусственное, приспособленное под капризные вкусы публики и для удобства музыкантов.

В этом есть доля истины. Ведь если сравнить звукоряды итальянской песни и индийской раги, они отличаются довольно сильно. Но общего, тем не менее, куда больше.

Основой всех звукорядов стала сама природа колебаний звука. Еще в античные времена ее проанализировал и математически обосновал Пифагор.

Он делал опыты со струной.

Если струну поделить пополам - частота колебаний увеличивается вдвое, а звук поднимается ровно на октаву. То есть нашим ухом ощущается как этот же звук, только выше.
Вот уже начало звукоряда.

А если разделить струну на три части, то две трети струны звучат как квинта, а треть - как кварта. Это тоже очень характерные интервалы, образующие естественные обертоны.

Квинта - почти столь же распространенный интервал в любых культурах как и октава. Наверно потому, что мы бессознательно слышим и октавы и квинты практически в любом звуке.

А как же остальные звуки?

Возьмем в качестве точки отсчета ноту «до».

Кстати, высота ноты «до», сейчас определенная точным числом колебаний, раньше была понятием условным и могла изменяться в довольно широком диапазоне.
А инструменты настраивали или по желанию капельмейстера, или вообще как получится.
Существует реестр старинных органов Европы, с указанием реальной высоты их нот. И различаются настройки весьма прилично.

Так вот возьмем условную ноту «до» и построим от нее квинту, то есть поделим диапазон колебаний на три части. Получится нота «соль».
Идем дальше по квинтовому кругу - ре, ля, ми, си, фа.
А если все эти ноты расположить в порядке возрастания, то и получим тот самый звукоряд - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до

Некоторая незадача, правда, выходит с нотой «фа». Если строить чистую квинту от «си», получим «фа-диез», а основной лад из мажорного (ионийского) становится лидийским. Я, кстати, думаю, что лидийский лад и был первоначальным, а остальные - производные от него.

С другой стороны, вернуться в начальную ноту «до» по квинтовому кругу можно только из «фа», иначе мы уже на полтона выше. В общем, этот вопрос еще требует разъяснений.

Впрочем, большинство древних и народных культур не забирались так далеко. И до последних двух нот квинтового круга просто не добирались.

Что оставалось? По кругу: до - соль - ре - ля - ми. Или по порядку: до, ре, ми, соль, ля.
Если к каждой ноте прибавить по диезу (высота ноты условна, как уже говорилось), то выйдет тот самый знаменитый «китайский» звукоряд на черных клавишах. Или пентатоника.

Пентатоника лежит в основе любой музыкальной традиции на Земле. Только сами пентатоники немного разнятся. Главное - чтобы в звукоряде не было интервалов в полутон.

У африканцев, например, пентатоника такая: ре, фа, соль, ля, си. На ней основаны все африканские напевы.

И вот, представьте себе, попадают африканские рабы в белую Америку. А там от ноты «ре» поют в мажоре: ре, ми, фа#, соль, ля, си, до#.
Стали они петь песни белых, а фа-диез никак не поется, все сползает в их любимую ноту фа, как было в родной пентатонике.

Вот так появились «blue notes» и блюзы.
А белым тоже понравилось. И начали они повсюду эти ноты «ни нашим ни вашим» повсюду использовать.




Tags: Музыканты, По последним данным науки
Subscribe

Posts from This Journal “По последним данным науки” Tag

  • После войнушки

    У нас прошла войнушка. Попробую сделать выводы. Всемирный истеричный визг любителей «палестинцев» (включая исламистов, захвативших полмира,…

  • Шекспир и Райкин

    Правила в театре Райкина были драконовскими: автор оставался анонимным, а все великие цитаты из Райкина «сказал Райкин», хотя Райкин к ним…

  • Этот дивный новый мир

    И мир действительно стал другим. Виртуальная составляющая, которая и так выпирала подобно чирью на теле человечества, стала всеохватывающей.…

  • Эпидемия

    Начало мая - тяжелый период. В это время начинается эпидемия победобесия. Болезнь протекает тяжело. Больной бьется в конвульсиях с криками «можем…

  • Нация и религия

    Религия и нация неразрывно связаны. Своя отдельная религия создавала нацию, а вовсе не язык, раса или национальная кухня. Пантеон греческих…

  • Профессор кислых щей

    В этом интервью все прекрасно. В первую очередь потому что автор интервью оказался то ли достаточно умен, то ли слишком глуп (скорее - второе),…

  • Авторитеты

    В массовом сознании, так называемом vox populi, распространена привычка считать авторитетами людей талантливых или даже просто известных. Хотя,…

  • Henry Purcell - Dido and Aeneas

    Два вывода после прослушивания оперы "Дидона и Эней": 1. Сцены из как бы истории древнего Карфагена показывают до чего хреново и депрессивно было…

  • Рождественское

    Махмуд Аббас назвал Иисуса Христа палестинцем (из новостей) Иисус (Йешуа) родился в городе Бет-Лэхэме (Вифлееме), Иудея. Следовательно, он…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments